В 1975 году Рональд Харден впервые применил метод оценки уровня компетентности будущих специалистов. Такой метод носит название объективного структурированного клинического экзамена (ОСКЭ) и позволяет всесторонне оценить уровень подготовки специалиста в максимально приближенных к естественным (симулированных) условиях с объективной оценкой каждого из компонентов экзамена. Рональд Харден так описывает ОСКЭ: «подход к оценке клинической и профессиональной компетентности, в котором компоненты компетентности оценивают планомерно и структурированно, с особым вниманием к объективности оценки».
Объективный структурированный клинический экзамен принят во всем мире и признан золотым стандартом оценки клинической компетентности (Harden et al., 2015).
ОСКЭ в своей структуре содержит множество станций (в классике от 10 до 20), на которых оцениваются различные составляющие компетентности, а также включает оценочные шкалы (чек-листы) по каждой станции.
Задания подбираются таким образом, чтобы соблюдалась возможность прохождения станций по круговому принципу без длительных ожиданий и остановок при переходе от станции к станции. Все экзаменуемые проходят одинаковые испытания, последовательно перемещаясь от станции к станции в соответствии с распланированной схемой. Продолжительность выполнения задания экзаменуемыми на каждой станции регламентирована, одинакова и чаще всего не превышает 10 мин. На всех станциях обеспечивается видеозапись. Навыки (манипуляции), которые экзаменуемые выполняют на станциях, определяются в день аттестации и экзаменуемые не знают, с какой ситуацией столкнутся на станциях (какие навыки им необходимо будет продемонстрировать).
На стойке регистрации экзаменуемые регистрируются по предъявлению ими студенческого билета регистратору и получают маршрутный лист. Прохождение станций экзаменуемым происходит в строгом соответствии с маршрутом, указанном в маршрутном листе. Экзаменуемый знакомится с заданием (ситуацией) непосредственно перед станцией, а затем заходит на станцию и выполняет поставленную перед ним задачу. В целях экономии времени при организации ОСКЭ используется цикличность прохождения станций.
В симуляционно-аттестационном центре учреждения образования «Белорусский государственный медицинский университет» работает система менеджмента симуляционного центра Аргус, которая позволяет вести учет пользователей центра, использовать электронные чек-листы для ОСКЭ, осуществлять видеозапись происходящего на станциях и использовать ее в учебных целях, хранить результаты экзамена по каждому экзаменуемому.