На снимках — экспозиция Музея истории медицины Беларуси
Годом начала истории санитарно-эпидемиологической службы Беларуси считается 1926-й: в феврале прошел I съезд санитарных работников БССР. Материалы того далекого форума легли в основу постановления СНК БССР от 23 сентября 1926 года «Об утверждении положения о санитарных органах Народного Комиссариата здравоохранения БССР», которое способствовало правовому оформлению единой государственной санитарно-эпидемиологической службы органов здравоохранения. Но летопись этой области медицинской практики гораздо богаче, и ее, по большому счету, неправильно оставлять «за скобками», ограничиваясь 90-летним периодом.
Экспозиция музея истории медицины Беларуси, с которой меня ознакомил его заведующий Николай Шумин, подтверждает это в полной мере. Упоминание о том памятном съезде можно найти лишь где-то в середине маршрута. А среди экспонатов, рассказывающих о нелегком труде врачевателей в стародавние времена, представлены, например, средневековые документы, датированные 1640 годом, в которых указывалось, как следует вести себя, чтобы избежать эпидемий — поветрий, как тогда говорили, болезней, распространяющихся по ветру.
Эти предписания регламентировали организацию застав на дорогах, ведущих к месту заражения, правила проведения карантинов. Они же при угрозе поветрия требовали оставлять открытыми только одни ворота в город, чтобы легче было проводить санитарный надзор за прибывающими. На период карантина прекращались ярмарки, помещения окуривали дымом можжевельника, полыни. Насколько такая дезинфекция помогала — другой вопрос. Но наши предки, не имея представления о патогенных микроорганизмах, все же прекрасно осознавали: есть нечто, с чем следует бороться, чтобы избежать распространения эпидемий.
Возможность более эффективно противостоять повальным болезням появилась позже, примерно в XIX веке. В то время обычными считались сыпной, возвратный и брюшной тифы, малярия, оспа, дифтерия, туберкулез, венерические заболевания, трахома, чесотка, парша, дизентерия. Особое место занимала холера, опустошавшая города и деревни. Уже в 70-х годах XIX века в связи с эпидемией холеры образуются постоянные санитарные комиссии. Например, с марта 1872 года по представлению Витебского губернского врачебного инспектора была создана такая комиссия. В нее входили помощник врачебного инспектора, архитектор, полицмейстер, врач, гласный думы, три домовладельца — по одному от каждой части города. Подобные комиссии создавались и в других губерниях.
Тем не менее они не смогли внести существенных изменений на местах. По утверждению санитарного врача Минска Петра Грацианова, в городах, «где никакой санитарной организации не было и которые не затрачивали на это ни копейки из своих доходов, — комиссии, если и функционировали, то только во время холеры, а в настоящее время они существуют лишь на бумаге».
Становилось ясно, что для более действенной борьбы с болезнями необходимы постоянные санитарные органы и специальные медучреждения. И в 1891 году в Минске для снижения заболеваемости венерического профиля создается городской санитарный комитет, в который был включен городской санитарный врач. Должности городовых санитарных врачей в 1897 году были также введены в Витебске и Гомеле.
Полноценная санитарно-эпидемиологическая служба, причем не только в Беларуси, но и вообще в СССР впервые появилась 29 октября 1922 года, когда была открыта Гомельская санитарная станция имени 5-й годовщины Октябрьской революции. Инициатором создания учреждения, которое занималось организацией борьбы с заразными болезнями, надзором за санитарным состоянием территорий, качеством пищевых продуктов, был известный деятель здравоохранения Константин Кононович.
Санитарная станция состояла из химико-бактериологической лаборатории, дезпункта, прививочного отделения, изолятора на 10 коек. Через год она пополнилась пастеровским и противомалярийным отделениями, оспенным телятником. По образцу Гомельской санитарной станции создавались впоследствии аналогичные учреждения на Украине (1927), в РСФСР (1932) и других союзных республиках.
Необходимость иметь научную базу для решения задач санитарно-эпидемиологической службы привела к формированию сети научно-исследовательских учреждений. Так, в 1921 году были открыты медицинский факультет БГУ, кафедры микробиологии (Борис Эльберт), общей и экспериментальной гигиены (Михаил Экземплярский), социальной гигиены (Михаил Барсуков), из которых в дальнейшем сформировались учреждения научно-гигиенического профиля, откуда вышли первые белорусские гигиенисты и специалисты санитарного дела.
На базе существовавшей с 1911 года в Минске Пастеровской станции и работавшей с 1920 года Центральной химико-бактериологической лаборатории губернского отдела здравоохранения 30 ноября 1924 года сформирован Белорусский Пастеровский институт Наркомздрава со штатом 17 человек. Сегодня он известен как РНПЦ эпидемиологии и микробиологии, где разрабатываются и производятся эффективные средства профилактики и лечения гриппа и других респираторных инфекций, полиомиелита, энтеровирусных инфекций, клещевого энцефалита, вирусного гепатита и т. д., исследуются продукты природного происхождения и официальные лекарственные средства.
В течение последних лет центр реструктуризирован, микробиологические и иммунологические исследования интенсифицирофаны. Стали использоваться новые технологии для разработки и производства иммунобиологических и молекулярно-биологических препаратов нового поколения. Расширилась область исследований, связанных с изучением проблем внутрибольничных инфекций и устойчивости микроорганизмов к лекарственным и дезинфицирующим препаратам.
В 1927 году открыт научно-исследовательский институт, известный сегодня как Научно-практический центр гигиены. В то время там работало три отделения: водной гигиены, пищевой гигиены, санитарной техники, а штат составляли 7 научных сотрудников и 2 технических. Сегодня это мощный и авторитетный исследовательский центр, ведущее учреждение в республике по проблемам гигиены и профилактической токсикологии, где сохраняются и умножаются лучшие традиции отечественной школы ученых-гигиенистов.
Одним из первых правительственных актов, направленных на унификацию организационных форм санитарного надзора в стране, было постановление СНК СССР от 19 сентября 1931 года «Об организации во всех союзных республиках государственной инспекции по санитарному надзору». Спустя месяц — 21 октября 1931 года — СНК БССР принял постановление «О мероприятиях по улучшению санитарного состояния рабочих районов и поселков, рабочих общежитий и учреждений общественного питания». В тот же день утверждено «Положение о государственных и общественных инспекторах санитарного надзора», которым определены права и полномочия санитарной службы. На основании этих документов в октябре 1931 года в Минске создана санитарная инспектура по надзору за содержанием рабочих районов и поселков, рабочих общежитий и учреждений общественного питания (санитарно-эпидемиологическая станция) — первое учреждение санитарно-эпидемиологической службы города.
Для размещения СЭС было выделено одноэтажное деревянное здание во 2-м Северном переулке. В штате было 10 санитарных врачей, организованы инспектуры по пищевой, коммунальной, промышленной санитарии, эпидемиологии. Работала лаборатория, следившая за качеством воды, выявлявшая носителей бактерий среди населения.
В 1930-е годы в Минске был реконструирован и расширен центральный водопровод, мощность которого увеличилась в 3 раза, выполнены большие работы по улучшению канализации города, по озеленению и благоустройству улиц. Улучшение медобслуживания, проведение специфической профилактики позволили значительно снизить заболеваемость дифтерией, сыпным тифом и другими инфекционными заболеваниями.
В мае 1934 года ЦИК и СНК БССР утвердили Положение о государственной санитарной инспекции Народного комиссариата здравоохранения БССР, городских и районных отделов здравоохранения. Госсанинспекция контролировала соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил всеми ведомствами, руководила санитарной и противоэпидемической деятельностью. Кстати, полномочия у главного санитарного инспектора были более чем серьезные: за нарушение вправе был не только выписывать штраф, но и возбудить уголовное дело.
Первым главным государственным санитарным инспектором Беларуси был назначен Федор Реутов. С 1937-го по март 1941 года, а затем с 1943-го по 1958-й — известный гигиенист Дмитрий Беляцкий.
Накануне Великой Отечественной войны в Госсанинспекции Беларуси работало 176 врачей и 361 фельдшер; функционировали 147 санитарно-эпидемиологических и 57 противомалярийных станций, 8 домов санитарного просвещения, в число сотрудников которых входили свыше 200 врачей и 1 300 специалистов со средним медицинским образованием. Война полностью разрушила санитарную службу республики, но уже через два года после освобождения Беларуси все восстановили. И этот невольный исторический опыт ярко говорит о важности санитарно-эпидемиологического направления. В 1946 году по сравнению с 1944-м снизилось количество заболеваний сыпным тифом в 5,5 раза, брюшным тифом — в 2, дизентерией — в 7, дифтерией — в 2.
Однако уровни заболеваемости оставались довольно высокими: сказывались последствия войны. В связи с этим Минздравом и санэпидслужбой были организованы и проведены широкомасштабные общегосударственные мероприятия. По всей республике открывались пункты для приема инфекционных больных, создавались прививочные кабинеты.
Для 1950-х годов были характерны и негативные организационные преобразования — упразднение районных санэпидстанций как самостоятельных учреждений и создание вместо них санитарно-эпидемиологических отделов в районных больницах. Это привело к утрате самостоятельности и независимости контрольного органа, ослаблению материально-технической базы и потере кадров. Однако уже в начале 1960-х годов, когда были укрупнены многие районы Минской, Брестской и Могилевской областей, санэпидотделы были упразднены. Принятое Советом Министров СССР в 1963 году Положение о государственном санитарном надзоре дало толчок к восстановлению утраченных и открытию новых подразделений в структуре санитарно-эпидемиологической службы.
Сложные задачи потребовали создания республиканской организации, которая сосредоточила бы аналитические, организационно-методические и консультативные функции. С этой целью по инициативе Ивана Кардаша в 1968 году открыли Республиканскую СЭС. Сейчас это Республиканский центр гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья — современное учреждение, применяющее высокоэффективные технологии организации труда и управления. В области иммунопрофилактики с 2003 года создаются референс-центры по отдельным направлениям (полиомиелит, корь, краснуха, дифтерия и другие). В РЦГЭиОЗ впервые внедряются стандарты диагностики инфекционных заболеваний, определяются критерии заболеваемости по рекомендациям ВОЗ.
Серьезным испытанием стала авария на Чернобыльской АЭС. Санэпидслужба к этому времени уже имела многолетний опыт наблюдения за уровнем загрязнения окружающей среды продуктами ядерных взрывов. Эту работу выполняли подготовленные кадры, поэтому с первых дней аварии был установлен постоянный жесткий контроль за радиационной обстановкой, реализацией продуктов питания и водоснабжением на всей территории республики. В эти годы санитарно-эпидемиологическую службу возглавляли Алексей Пивченко, Александр Кондрусев, Виктор Бурьяк. Под их руководством проведены мероприятия по защите от радиационного воздействия, снижению уровней внешнего и внутреннего облучения.
В связи с возникшей опасностью завоза ВИЧ-инфекции санитарно-эпидемиологической службой в 1987 году были организованы первые лаборатории по диагностике и скринингу. В 1989 году создан Республиканский, а в 1990-м — областные центры профилактики СПИД. Была разработана и успешно реализована «Государственная программа профилактики ВИЧ-инфекции на 1997–2000 годы», а затем и программа на 2000–2005 годы. Тем не менее сложнейшая для современной медицины задача пока не решена: рост заболеваемости отмечается во всех регионах, за исключением Брестской и Гомельской областей, где имеется тенденция к стабилизации эпидемического процесса. Самые высокие темпы развития эпидемического процесса — в Минске.
Специалисты отмечают, что устойчивое снижение заболеваемости ВИЧ-инфекцией возможно обеспечить только через достижение 60% охвата профилактикой ВИЧ-инфекции уязвимых групп и 80% охвата антиретровирусным лечением. У нас же охват профилактикой не покрывает потребностей. Как следствие, в стране остается около 10 000 не выявленных ВИЧ-инфицированных, что провоцирует скрытое распространение инфекции. Поэтому, по мнению экспертов, в регионах должен быть создан координирующий орган, в роли которого могут выступать рабочие группы. Их создание заложено в подпрограмму «Профилактика ВИЧ-инфекции» Государственной программы «Здоровье народа и демографическая безопасность на 2016–2020 годы».
Работа отечественной санэпидслужбы по отражению возникающих угроз сегодня признается одной из самых эффективных на постсоветском пространстве. Благодаря ежедневным кропотливым усилиям во взаимодействии с представителями органов власти, местного самоуправления, других надзорных органов, с руководителями предприятий и учреждений в минувшем году и первом полугодии нынешнего на территории республики было обеспечено санитарно-эпидемиологическое благополучие. В стране не зарегистрированы случаи заболеваний по 23 нозологическим формам инфекционных болезней, достигнуто снижение по 37. На протяжении 12 лет нет вспышечной заболеваемости, связанной с пищевой продукцией промышленного производства и питьевой водой. Удалось сохранить выстроенную структуру службы, расширить полномочия и права, укрепить деловой и профессиональный имидж санитарно-эпидемиологических учреждений.
Укомплектованность службы врачебными кадрами сегодня составляет 93% — на 1,5% больше, чем в минувшем году. Укомплектованность средним медперсоналом — 96%.
Серьезная работа проведена по совершенствованию законодательной и нормативной базы, способствующей профилактике заболеваний и укреплению здоровья населения. Сейчас специалисты работают по самым актуальным направлениям — готовятся изменения в законы «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», «О качестве и безопасности продовольственного сырья и пищевых продуктов для жизни и здоровья человека»; продолжается совершенствование надзора через внедрение в практику современной модели управления, основанной на оценке риска; ведется работа с предприятиями и организациями, органами власти и населением, чтобы обеспечить охват прививками против гриппа не менее 40% населения в каждом регионе; усиливается межведомственное взаимодействие по популяризации ЗОЖ.
Авторы: Дмитрий Патыко
Фото: Анна Бергман
Медицинский вестник, 28 октября 2016