Беспроигрышная тактика — теория и практика

Условия в лаборатории приближены к настоящим: реальная обстановка, оборудование, манекен, «реагирующий» на вмешательства. Фото предоставлено БГМУ. 

Условия в лаборатории приближены к настоящим: реальная обстановка, оборудование, манекен, «реагирующий» на вмешательства. Фото предоставлено БГМУ.

Первый выпуск слушателей, прошедших курс повышения квалификации «Неотложная помощь: теоретические основы и практические навыки», состоялся в БГМУ. Кафедра анестезиологии и реаниматологии впервые приступила к последипломному обучению врачей в рамках факультета повышения квалификации и переподготовки кадров. С 16 по 20 октября курс прошли 12 специалистов из разных уголков Беларуси, среди которых стоматологи, оториноларингологи, врачи общей практики, дерматовенерологи. 

— Владеть приемами оказания неотложной помощи должен каждый врач независимо от специальности. Освоить эти важнейшие навыки поможет программа, разработанная сотрудниками кафедры анестезиологии и реаниматологии. Обучение имеет практическую направленность (до 80 % учебного времени отводится на практическую подготовку), — поясняет заведующий кафедрой Олег Прасмыцкий. — Программа рассчитана на поэтапное формирование навыков. Успешность освоения материала зависит от наличия обеих составляющих — теории и практики. 

С основами клинической физиологии витальных функций при критических и терминальных состояниях познакомил Олег Прасмыцкий. После устной части слушатели приступили к освоению навыков на тренажерах. 

О фармакологических характеристиках основных лексредств, применяемых при оказании неотложной медицинской помощи, о пункции и катетеризации периферических вен, обеспечении проходимости верхних дыхательных путей с помощью различных девайсов, гипертоническом кризе, электротравме, анафилактической и анафилактоидной реакции рассказал ассистент кафедры Игорь Ялонецкий. Он также провел практические занятия.

Темы диагностики и неотложной медицинской помощи при травмах, механической асфиксии, обеспечения проходимости верхних дыхательных путей, нюансы ларинго- и бронхоспазмов, гипер- и гипогликемических состояний осветил доцент кафедры Сергей Грачёв.

Условия в лаборатории практического обучения приближены к настоящим: реальная обстановка, оборудование, манекен, «реагирующий» на вмешательства. Спасение «пациента» фиксировалось на видеокамеру. Затем детальный разбор и анализ ошибок, обсуждение полученных навыков. Преимущества такого вида обучения очевидны: приобретение опыта без риска для пациента, неограниченное число повторов для отработки манипуляций и ликвидации ошибок.

— При незнании теории об алгоритмах оказания помощи занятия в симуляционном центре имеют низкую результативность, — считает Игорь Ялонецкий. — Изучить учебные материалы, электронные пособия, видеофильмы слушатели могли с помощью дистанционной системы обучения Moodle. 

Важной составляющей методики дистанционного обучения специалистов является контроль знаний: текущий и итоговый. Moodle позволяет преподавателю оценить активность каждого участника, перечень и алгоритм выполнения практических навыков. На сайте организована обратная связь с преподавателями кафедры — желающие могли задать интересующие вопросы. +

При итоговой аттестации учитывались знания и практическая подготовка. Слушатели высоко оценили качество теоретического материала и уровень проведения занятий. 

В двух словах

Ксения Бойцова, стоматолог-терапевт 25-й ЦРП Московского района столицы. Стаж работы по специальности 16 лет. 

Огромное спасибо преподавателям кафедры анестезиологии и реаниматологии за профессионализм и ответственность. Материал, рассмотренный на лекциях, актуален и полезен. Почерпнула много нового. Особой похвалы заслуживает система дистанционного тестирования. Интерес вызвала и деятельность лаборатории практического обучения. Преимущества симуляционных технологий очевидны — обучение без нанесения вреда пациенту. Вернувшись на работу, поделилась впечатлениями о курсах с коллегами. Многим сотрудникам захотелось также пройти обучение. Пожелание только одно: увеличить продолжительность курса.+

Нина Назарова, дерматовенеролог 38-й городской поликлиники столицы. В медицине 55 лет.

Курсами довольна: за время обучения получила немало практических знаний. Все занятия для меня были актуальными. Преподаватели постарались максимально полно изложить материал.Но по-настоящему поразила лаборатория практического обучения. И хотя симуляционные технологии для меня в диковинку, я справилась с поставленными задачами благодаря высококвалифицированным преподавателям кафедры анестезиологии и реаниматологии. Другими глазами посмотрела на процесс обучения и уровень оказания медицинской помощи.

Авторы: Ольга Алиновская
Медицинский вестник, 8 ноября 2017

 

 Поделитесь