Погружение в профессию: медико-гигиеническое сопровождение детей в учреждениях дошкольного образования

Около трети детей в нашей стране – это дети дошкольного возраста. Около 90% из них посещают учреждения дошкольного образования, где находятся от 9,5 до 12 часов. Для сохранения здоровья и обеспечения нормального роста и развития детей данного возраста очень важно создать благоприятные условия в учреждениях дошкольного образования, контроль за соблюдением которых осуществляют специалисты педиатрической службы амбулаторно-поликлинических учреждений. С особенностями их работы в рамках изучения дисциплины «Медико-гигиеническое сопровождение детей и подростков организованных коллективов», которая преподается на кафедре гигиены детей и подростков для профиля субординатуры «Педиатрия» для специальности 1-79 01 02 «Педиатрия», будущие специалисты знакомятся, посещая государственное учреждение образования «Санаторный детский сад № 360 г. Минска».

С устройством и принципами функционирования детского сада субординаторов знакомит заведующая данным учреждением Наркевич Светлана Ивановна, которая руководит учреждением с 2004 года:

 

С особенностями оказания медицинской помощи детям в санаторном детском саду субординаторов знакомит врач-педиатр Логинова Ирина Петровна и медицинская сестра Пренз-Кореневская Анна Анатольевна:

Будущие специалисты имеют возможность в реальных условиях познакомиться с условиями работы врача-педиатра в учреждении дошкольного образования, с оснащением медицинского блока, основными направлениями деятельности медицинского персонала в данном учреждении:

Основные разделы работы врача-педиатра в детском саду.

Ведение медицинской документации в детском саду.

Процедурный кабинет санаторного детского сада № 360.

Оформление стенда с советами врача-педиатра для родителей.

Оформление стенда с информацией о работе медицинского кабинета.

Особенности состояния здоровья детей, посещающих санаторный детский сад, диктуют необходимость проведения реабилитационных мероприятий в стенах самого учреждения. Со спецификой данной работы студентов педиатрического факультета знакомит медицинская сестра по физиотерапии Костелецкая Елена Николаевна:

В обязанности врача-педиатра в учреждении дошкольного образования входит не только непосредственное оказание медицинской помощи в случае возникновения заболеваний, но и контроль за соблюдением санитарно-гигиенических требований за организацией образовательного процесса, условиями пребывания детей.

Проведение занятий по рисованию в младшей группе.

 

Проведение занятий по изучению правил дорожного движения в младшей группе.

Мебель и оборудование игровых детского сада.

 

Оснащение зоны для самостоятельной игровой деятельности детей.

Контроль за санитарным состоянием санитарно-гигиенических помещений.

Оборудование спальных помещений и смена постельного белья.

Работа с семьей по формированию здорового образа жизни.

Портфолио средней группы по совместной работе с родителями по формированию здорового образа жизни.

Форма работы с детьми по формированию ответственного отношения к поручениям.

В групповой оборудован живой уголок.

Для нормального роста и развития ребенка большое значение имеет двигательная активность, как организованная, так и самостоятельная. Для этих целей в детском саду № 360 созданы все условия. Кроме обычного зала для занятий физической культурой в учреждении есть бассейн и зал для проведения занятий ЛФК. Одним из направлений деятельности врача-педиатра является контроль за условиями и организацией проведения занятий по физической культуре.

Знакомство студентов с помещениями бассейна.

Оснащение зала для занятий физической культурой.

Еще одним важным направлением работы врача-педиатра в детском саду является контроль за организацией питания. Питание является одним из ведущих факторов, определяющих состояние здоровья человека. Особенно важна полноценность питания в детском возрасте, так как этот период характеризуется высокой скоростью роста, физического и психического развития; неравномерностью созревания органов и систем в различные периоды детства; различными в зависимости от возраста потребностями в основных пищевых веществах и энергии; наличием возрастной специфики ассимиляции пищевых веществ на разных её уровнях; значительной нервно-психической нагрузкой, обусловленной интенсивным процессом обучения; индивидуальными и возрастными различиями в восприятии органолептических и биохимических свойств пищи.

Заведующая производством знакомит студентов со спецификой организации питания в санаторном детском саду.

Оборудование пищеблока для хранения продуктов питания.

Для разработки примерных двухнедельных рационов питания и ежедневных меню раскладок в учреждении используется автоматизированная система расчета питания «Маша», со спецификой использования которой студентов педиатрического факультета познакомила заведующая детским садом.

Более подробно о возможностях данного программного обеспечения студентам рассказывает автор программы – врач-педиатр Томильчик Ольга Викторовна.

В рамках занятия студентам предоставляется возможность  оценить работу психолого-педагогической службы, занимающейся поддержкой детей, имеющих психологические и логопедические проблемы. С особенностями проведения логопедических занятий в условиях учреждения дошкольного образования в знакомит учитель-дефектолог Астапчик Юлия Владимировна:

С особенностями проведения диагностики готовности обучения ребенка в школе и использования с этой целью современных диагностических методик будущих педиатров знакомит педагог-психолог Катетунова Диана Руслановна:

Во время посещения кабинета имеется возможность познакомиться с методиками, которые сегодня используют специалисты для оценки функциональной готовности ребенка к поступлению в школу.

Можно оценить, как организация пространства влияет на психологическое и эмоциональное состояние ребенка:

В конце занятия традиционно подводятся итоги и предоставляется возможность диалога-дискуссии специалистов:

Материал подготовила доцент кафедры гигиены детей и подростков Солтан М.М.

 

 Поделитесь