Около трети детей в нашей стране – это дети дошкольного возраста. Около 90% из них посещают учреждения дошкольного образования, где находятся от 9,5 до 12 часов. Для сохранения здоровья и обеспечения нормального роста и развития детей данного возраста очень важно создать благоприятные условия в учреждениях дошкольного образования, контроль за соблюдением которых осуществляют специалисты педиатрической службы амбулаторно-поликлинических учреждений. С особенностями их работы в рамках изучения дисциплины «Медико-гигиеническое сопровождение детей и подростков организованных коллективов», которая преподается на кафедре гигиены детей и подростков для профиля субординатуры «Педиатрия» для специальности 1-79 01 02 «Педиатрия», будущие специалисты знакомятся, посещая государственное учреждение образования «Санаторный детский сад № 360 г. Минска».
С устройством и принципами функционирования детского сада субординаторов знакомит заведующая данным учреждением Наркевич Светлана Ивановна, которая руководит учреждением с 2004 года:
С особенностями оказания медицинской помощи детям в санаторном детском саду субординаторов знакомит врач-педиатр Логинова Ирина Петровна и медицинская сестра Пренз-Кореневская Анна Анатольевна:
Будущие специалисты имеют возможность в реальных условиях познакомиться с условиями работы врача-педиатра в учреждении дошкольного образования, с оснащением медицинского блока, основными направлениями деятельности медицинского персонала в данном учреждении:
Основные разделы работы врача-педиатра в детском саду.
Ведение медицинской документации в детском саду.
Процедурный кабинет санаторного детского сада № 360.
Оформление стенда с советами врача-педиатра для родителей.
Оформление стенда с информацией о работе медицинского кабинета.
Особенности состояния здоровья детей, посещающих санаторный детский сад, диктуют необходимость проведения реабилитационных мероприятий в стенах самого учреждения. Со спецификой данной работы студентов педиатрического факультета знакомит медицинская сестра по физиотерапии Костелецкая Елена Николаевна:
В обязанности врача-педиатра в учреждении дошкольного образования входит не только непосредственное оказание медицинской помощи в случае возникновения заболеваний, но и контроль за соблюдением санитарно-гигиенических требований за организацией образовательного процесса, условиями пребывания детей.
Проведение занятий по рисованию в младшей группе.
Проведение занятий по изучению правил дорожного движения в младшей группе.
Мебель и оборудование игровых детского сада.
Оснащение зоны для самостоятельной игровой деятельности детей.
Контроль за санитарным состоянием санитарно-гигиенических помещений.
Оборудование спальных помещений и смена постельного белья.
Работа с семьей по формированию здорового образа жизни.
Портфолио средней группы по совместной работе с родителями по формированию здорового образа жизни.
Форма работы с детьми по формированию ответственного отношения к поручениям.
В групповой оборудован живой уголок.
Для нормального роста и развития ребенка большое значение имеет двигательная активность, как организованная, так и самостоятельная. Для этих целей в детском саду № 360 созданы все условия. Кроме обычного зала для занятий физической культурой в учреждении есть бассейн и зал для проведения занятий ЛФК. Одним из направлений деятельности врача-педиатра является контроль за условиями и организацией проведения занятий по физической культуре.
Знакомство студентов с помещениями бассейна.
Оснащение зала для занятий физической культурой.
Еще одним важным направлением работы врача-педиатра в детском саду является контроль за организацией питания. Питание является одним из ведущих факторов, определяющих состояние здоровья человека. Особенно важна полноценность питания в детском возрасте, так как этот период характеризуется высокой скоростью роста, физического и психического развития; неравномерностью созревания органов и систем в различные периоды детства; различными в зависимости от возраста потребностями в основных пищевых веществах и энергии; наличием возрастной специфики ассимиляции пищевых веществ на разных её уровнях; значительной нервно-психической нагрузкой, обусловленной интенсивным процессом обучения; индивидуальными и возрастными различиями в восприятии органолептических и биохимических свойств пищи.
Заведующая производством знакомит студентов со спецификой организации питания в санаторном детском саду.
Оборудование пищеблока для хранения продуктов питания.
Для разработки примерных двухнедельных рационов питания и ежедневных меню раскладок в учреждении используется автоматизированная система расчета питания «Маша», со спецификой использования которой студентов педиатрического факультета познакомила заведующая детским садом.
Более подробно о возможностях данного программного обеспечения студентам рассказывает автор программы – врач-педиатр Томильчик Ольга Викторовна.
В рамках занятия студентам предоставляется возможность оценить работу психолого-педагогической службы, занимающейся поддержкой детей, имеющих психологические и логопедические проблемы. С особенностями проведения логопедических занятий в условиях учреждения дошкольного образования в знакомит учитель-дефектолог Астапчик Юлия Владимировна:
С особенностями проведения диагностики готовности обучения ребенка в школе и использования с этой целью современных диагностических методик будущих педиатров знакомит педагог-психолог Катетунова Диана Руслановна:
Во время посещения кабинета имеется возможность познакомиться с методиками, которые сегодня используют специалисты для оценки функциональной готовности ребенка к поступлению в школу.
Можно оценить, как организация пространства влияет на психологическое и эмоциональное состояние ребенка:
В конце занятия традиционно подводятся итоги и предоставляется возможность диалога-дискуссии специалистов:
Материал подготовила доцент кафедры гигиены детей и подростков Солтан М.М.