В августе 1928 года кафедру патофизиологии возглавил доктор медицинских наук, профессор Николай Васильевич Колпиков (1888-1964 гг.), при активном участии которого подбирались научно-преподавательские кадры, была открыта аспирантура. Н.В. Колпиков и его сотрудники занимались изучением инфекционного процесса в онтогенезе.
С 1932 по 1934 год и в 1939 году на кафедре патофизиологии Минского мединститута не было постоянного руководителя. Лекции «наездом» читали профессора Халатов С.С., Федоров Н.А., Нейман И.М.
В 1934 году заведующим кафедрой избирается профессор Федор Андреевич Андреев. Ф.А. Андреев значительно активизировал научно-исследовательскую работу кафедры, заинтересовал и привлек к исследованиям ее сотрудников и клиницистов. Именно в эти годы по его предложению был разработан и апробирован метод внутриартериального нагнетания крови, получивший в последующем мировое признание и долгие годы широко применявшийся в клиниках всего мира при оживлении организма, борьбе с тяжелыми формами шока, при белой асфиксии новорожденных и т.п. В последующем, в 1939 г. хирург И.А. Бирилло первым в мире применил метод внутриартериального переливания крови для спасения жизни раненых на фронте. Федор Андреевич Андреев руководил кафедрой до 1939 года. Был репрессирован.
В 1940 году кафедру возглавил профессор Леонид Федорович Ларионов (1902-1973 гг.), который занимался вопросами онкологии. За внедрение в практику здравоохранения химиотерапевтических препаратов для лечения заболеваний опухолевой природы кроветворной системы Л.Ф. Ларионов в 1951 году был удостоен Сталинской премии. В годы Великой отечественной войны остро возросла потребность в медицинских кадрах. По решению СНК БССР с 1 октября 1943 года Минский медицинский институт возобновил свою работу в Ярославле. Кафедру патологической физиологии поручили бывшему ее воспитаннику Федору Алексеевичу Яхимовичу (1888-1959 гг.). Доктор медицинских наук (1945), профессор (1946), заслуженный деятель науки БССР (1948) Ф.А. Яхимович с сотрудниками кафедры проводил научные исследования в области физиологии и патологии нервной системы. Много сил и энергии отдавал Федор Алексеевич подготовке кадров, работе со студентами. Им подготовлено 2 доктора и 9 кандидатов медицинских наук, опубликовано 26 оригинальных научных работ. За многолетнюю плодотворную научную, педагогическую и общественную деятельность он был награжден орденом Ленина, орденом «Знак почета», медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», значком «Отличник здравоохранения».
С 1958 года до последних дней своей жизни – 24 июля 1975 года кафедрой руководил Александр Юлианович Броновицкий (1914-1975 гг.) - доктор медицинских наук, профессор, член-корр. АН БССР.
Приход А.Ю. Броновицкого внес новую живую струю в работу кафедры. Значительно активизировались все формы ее деятельности. Был пересмотрен план и содержание лекционного курса. Стали читаться новые лекции, такие, как «Проблема целостности организма и ее роль в патологии», «Следовые реакции и их роль в патологии», «Роль и значение нервной рецепции в условиях нормы и патологии», «Лечебные принципы в медицине и их научные основы» и др.
При А.Ю. Броновицком было заложено начало кинофикации учебного процесса. С этой целью был приобретен уникальный учебно-научный фильм, снятый в лаборатории П.К. Анохина «Роль нервного и гуморального факторов в норме и патологии (наблюдения на неразделившихся близнецах)». Фильм демонстрировался на лекции «Проблема целостности организма» и ярко, наглядно, убедительно, иллюстрировал решающую роль нервной системы в корреляции взаимодействия различных органов и систем в здоровом и больном организме.
С приходом А.Ю. Броновицкого изменилось направление научных исследований кафедры. Основное внимание уделялось изучению влияния формообразовательных факторов эмбриогенеза на рост и развитие злокачественных опухолей. В1967 г. при кафедре открывается и приступает к работе проблемная лаборатория по изучению биологии опухолевой клетки.
Воодушевленный энергией руководителя сравнительно небольшой коллектив лаборатории (9 человек) трудился буквально днем и ночью. Особенно ощутим вклад в эту деятельность В.Ю. Перетятько. Именно ей была поручена наиболее сложная, трудоемкая и ответственная работа по организации и налаживанию работы лаборатории тканевых культур. Одновременно в лаборатории механизмов канцерогенеза АМН СССР В.Ю. Перетятько В.Ю. осваивает метод авторадиографии.
Создание лаборатории способствовало не только развитию научных исследований кафедры и совершенствованию учебного процесса, но и работе научного студенческого кружка. Были подготовлены методические разработки и созданы условия для двух практических занятий, на которых студенты самостоятельно проводили перевивку опухоли – асцитной карциномы Эрлиха, а через неделю имели возможность видеть результаты эксперимента. Студентов увлекала возможность приобщения к одной из актуальных проблем медицины – экспериментальным исследованиям закономерностей развития злокачественных опухолей и изысканию путей оказания позитивного корригирующего воздействия на этот процесс.
Итогом 17-ти летнего пребывания в должности заведующего кафедрой патологической физиологии МГМИ А.Ю. Броновицкого являются: перестройка лекционного курса, усовершенствование практикума, открытие проблемной лаборатории по изучению закономерностей опухолевого роста, защита 2-х докторских (Кривчик А.А., Леонова Е.В.) и 4-х кандидатских диссертаций (Батай Е.В., Афанасьева Т.Н., Рисин С.А., Датьков И.Г.), создание Минского городского (1961) и Белорусского Республиканского (1966) общества патофизиологов.
В сентябре 1975 года на должность заведующего кафедрой была избрана его воспитанница А.А. Кривчик.
Кривчик Александра Александровна (1928-2007 гг.) доктор медицинских наук, профессор, заслуженный деятель науки БССР. А.А. Кривчик сохранила направление научных исследований кафедры, созданное А.Ю. Броновицким.
При изучении форм и механизмов патологических и компенсаторных реакций организма акцент теперь делается на реакции субклеточных структур, роль генетического аппарата клеток в ходе развития болезни.
Помимо используемых ранее объектов исследования (различные формы патологии сердечно-сосудистой системы) активно изучаются острые и хронические диффузные поражения печени различной этиологии. По-прежнему много внимания уделяется закономерностям опухолевого роста, осуществляется поиск оптимальных путей корригирующего воздействия на состояние двух противоположных тенденций болезни – патологических и компенсаторных реакций – с учетом стадии болезни и особенностей различных уровней интеграции организма на каждой из них. Все это обеспечило получение принципиально новой научной информации.
Много внимания было уделено совершенствованию и учебного процесса.
Заново был пересмотрен лекционный курс. Впервые были разработаны и стали читаться такие лекции, как «Патофизиологические аспекты расстройств мозгового кровообращения» (Е.В. Леонова), «Патофизиология портальной гипертензии» (А.А. Кривчик), «Нервная трофика и нейрогенные дистрофии» (А.А. Кривчик, Ф.И. Висмонт), «Патофизиология повреждения» (С.А. Рисин), «Патофизиология внутриутробного периода» и «Патофизиологические аспекты старения» (Е.В. Леонова), «Действие на организм ионизирующего излучения» (И.В. Гринько), для студентов стомфака – «Патология полости рта и ее роль в нарушениях жизнедеятельности организма» (Ф.И. Висмонт). Коренным образом пересмотрены содержание лекций по патофизиологии опухолевого роста с учетом принципиально новых представлений о природе опухолевой трансформации (А.А. Кривчик). Для облегчения усвоения студентами лекционного материала создана фонотека лекций. Прослушать любую из них студент может в методическом кабинете кафедры.
В целях расширения возможностей кинофикации учебного процесса не только был приобретен ряд интересных содержательных фильмов, касающихся расстройств микроциркуляции, воспаления, роли наследственности в развитии болезни, патологии нервной системы, но кафедра приступила к созданию своих учебно-научных кинофильмов.
Особое место в усилиях кафедры, направленных на оптимизацию учебного процесса, с конца 70-х годов стали занимать разработка и использование в учебном процессе тематических ситуационных задач, письменного программированного контроля.
В 1995 г. для проверки остаточных знаний учащихся введено специальное занятие по решению комплексных ситуационных задач, требующее знания студентом основополагающих вопросов общей нозологии, ряда типовых патологических процессов, отдельных наиболее важных тем частной патофизиологии.
С 1 июля 1996 г. в связи с возрастным цензом и истечением очередного срока полномочий в должности заведующего кафедрой А.А. Кривчик была переведена на должность профессора кафедры. В октябре того же года заведующим кафедрой патологической физиологии Советом института избирается Ф.И.Висмонт.
Франтишек Иванович Висмонт (1950) доктор медицинских наук, профессор, член-корр. НАН Беларуси пришел на кафедру патофизиологии задолго (за 7 лет) до своего избрания на должность заведующего уже сформировавшимся, зрелым научным работником, только что успешно защитившим докторскую диссертацию по специальности «нормальная физиология», опытным педагогом-физиологом. Планируемая изначально годичная стажировка на смежной кафедре (как вариант повышения квалификации) завершилась переводом его на новое место работы. За 7 лет Ф.И.Висмонт не только глубоко освоил, но полюбил патофизиологию, отдав ей предпочтение. Став руководителем кафедры, он в условиях крайнего финансового дефицита в институте добился обеспечения всех учебных практикумов телевидеоустановками, новыми учебными фильмами, приобрел современный компьютер. Был оборудован новый (пятый) учебный практикум, отремонтированы помещения кафедры, приобретена новая мебель.
Под руководством профессора Ф.И. Висмонта коренным образом переработаны все методические разработки для студентов и преподавателей с учетом изменившихся за последнее десятилетие методов проведения практических занятий (замена традиционно практиковавшейся на каждом занятии постановки студентами экспериментов на животных широким использованием просмотра учебно-научных кинофильмов, подробным анализом готовых протоколов опытов, оформлением по ним графиков, таблиц, диаграмм и других иллюстраций, формулировкой выводов, решением ситуационных задач, проведением других форм учебно-исследовательской работы). Все это способствовало дальнейшей оптимизации учебного процесса, гуманизации преподавания, воспитанию студентов, и, соответственно, повышению качества подготовки врачей.
Ф.И. Висмонт сохранил и творчески развил традиции и подходы к организации учебного процесса, направления научных исследований на кафедре, которые теперь посвящены выяснению роли эндотоксинемии в физиологии и патологии, в возникновении дизрегуляционной патологии, изучению механизмов нарушения и поддержания температурного гомеостаза, терморезистентности патогенеза гипертермии и лихорадочных состояний.
Большое внимание Ф.И. Висмонт уделяет подготовке научно-педагогических кадров. Новое поколение сотрудников бережно сохраняет, успешно развивает и преумножает научное наследие своих учителей, идеи гуманизма и безграничной преданности своему делу, вносит свой посильный вклад в развитие медицинской науки и подготовки медицинских кадров в стране.